"Две судьбы"-народный сериал
[реклама вместо картинки]
Первый канал в кои-веки вложился в неплохой проект. Многосерийная кинолента «Две судьбы» режиссеров Валерия Ускова и Владимира Краснопольского организовала для нас забавную и занимательную экскурсию: вначале в далекие уже 60-е годы, а затем и в наши дни. Надо сказать, что путешествие по эпохам имела весьма приватное свойство - то есть, как и все сериалы, основывалось оно на истории ограниченного количества людей. Наблюдать за трансформациями героев в разные временные отрезки интересно. Однако даже не в сюжете дело. Он как раз в фильме вторичен.
Съемки тоже вышли очень обширными. Где только не снимались эпизоды фильма: в Бразилии, на Кипре, в Париже и Москве, в тайге... В общем, покатали актеров. Однако, не зря. Нельзя не признать, что «Две судьбы» в сравнении с другими сериалами очень выгодно выделяется. По большому счету, называть его сериалом даже как-то и неудобно. Больше походит на многосерийный фильм.
Самым же важным в «Двух судьбах» оказались, понятно дело, люди. И к чести актеров надо сказать, что характеры они изобразили на пять баллов, чем собственно фильм и вытянули. Причем расстарались как проверенные временем артисты, так и совсем молодые дебютанты.
Особенно хочется отметить отрицательных персонажей из «Двух судеб 2» - Алик (Андрей Смоляков) и Инка (Елена Липская). Эти персонажи - сумасбродные и разноликие получились действительно интересными и очень живыми.
Хороши также и Анжелика Вольская (Лида), и Анатолий Руденко (Петя Юсупов), и Мария Куликова (Надя, а позднее Оксана), и многие, многие другие. Пожалуй, «Две судьбы» - как раз тот образчик хорошей подборки актеров, который если и не эталонный, то очень к нему стремится.
Но не все так хорошо. Насколько хороши в «Двух судьбах» актеры, настолько же хромает сюжет. C одной стороны он динамичный, а с другой - нелогичный и местами сильно перетянутый. Написанный на основе книг Семена Малкова сценарий не может претендовать на особенную глубину или оригинальность. Это, конечно, не бразильское «мыло», но некоторые сцены действительно к нему тяготеют.
К тому же порой в сюжете появляются очень и очень жесткие вещи: так, на протяжении 3 сезонов герои сериала благополучно отправили на тот свет человек 10. Кого в асфальт укатали, как героиню Маши Куликовой, кого без особого зверства прибили, а кто и сам удавился (Кирилл Слепнев - он же Анатолий Смиранин).
Однако сериал по большей части все ж таки о той, большой и чистой, которую сегодня так редко можно в реальности встретить. При этом многие зрители считают «Две судьбы» очень жизненным и по-житейски правдивым фильмом. Вопрос спорный. Хотя бы уже потому, что в фильме проявились большие проблемы с такими полярностями, как плохой-хороший. Нет, они конечно есть. Но в том-то и беда, что они слишком хорошо прослеживаются. Фильму явно не хватает полутонов. То есть если Бутусов (Александр Самойлов) негодяй и подлец - то уж такой, что и пробы ставить негде. То же и в отношении упомянутого Кирилла. Он и наркоман, и убивец, и мерзавец редкостный... У хороших персонажей все наоборот - гипертрофированный синдром ангела. Только вот нимб на реставрации, да туника в химчистке. А так, натурально - крылатые made in Рай.
Драматургия вообще стала для «Двух судеб» самым большим проколом. Сценарные изыски привели к некоторым неточностям и несовпадениям в разных частях фильма. Не способствовало особенно целостности и то, что над лентой работали два режиссера: Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Первый в большей мере трудился над частью номер один, второй - соответственно, над следующей. Мешала успешному «усвоению» сериала и смена некоторых актеров. Так, например, Светлана Юсупова из Ольги Понизовой превратилась в следующих частях в Марию Аниканову, Александра Ефимова подменили Степаном Старчиковым. Из-за этого неуловимо поменялись характеры, а больше всего - восприятие персонажей зрителем.
Вообще же «Две судьбы» оказались довольно странным симбиозом различных жанров (тут и мелодрама, и боевик, и бытовая буффонада), эпох (наши дни и 60-е годы). Однако это скорее плюс сериала. Если первая часть рисует советские 60-е с их наивными идеалами, то последующие как раз составляют контраст для того времени. Даже персонажи (не говоря уж о «прежних» - из 1 части) - Даша и Петя (хоть и из нового времени) - оказались стилизованными именно под ушедшие времена. Так что отличие их от так называемой «золотой молодежи» проступили особенно ярко.
Создатели фильма, однако, останавливаться не намерены. Семен Малков оказался весьма продуктивным гражданином, а потому лежит в заначке у режиссеров еще парочка томов, ждущих экранизации. Остается только надеяться, что Усков и Краснопольский сумеют-таки и для последующих частей «Двух судеб» сохранить высокое звание народного сериала.